Методы кулачного искусства внутренней семьи

Из книги: Тянь Чэн-ян «Учение о совершенствовании-закалке в китайском даосизме». Пекин. 1999. стр. 24.

田诚阳。中华道家修炼学。北京。宗教文化出版社。一九九九。

Методы кулачного искусства внутренней семьи[1].

Исток методов кулачного искусства внутренней семьи находится в китайском даосизме, поэтому в мире боевых искусств говорят: «боевые искусства и совершенствование в Дао имеют общий исток», «кулачное искусство и совершенствование в Дао соединяются в одно». И правда, сущность методов кулачного искусства внутренней семьи и принципы совершенствования в искусстве Дао[2] взаимопроникают. Совершенствование-закалка[3] благополучия своих тела, сознания, природы, жизненности и методы кулачного искусства внутренней семьи серьезно подходят к тому, что «воспитание чудесного корня и успокоение сознания есть искусство Дао», «один, два раза опирайся на других людей; семь, восемь раз опирайся на самого себя». Утончённые и важные вещи, обретаемые при занятиях кулачным искусством, все они основа для пути ведущего к Дао. Поэтому и говорится: используй искусство Дао для тела, используй кулачное искусство для пользы, с помощью искусства Дао постигай кулачное искусство, с помощью кулачного искусства утверждай искусство Дао. Это и есть внутренние отношения кулачного искусства и совершенствования-закалки.

Обычно говорят, что «кулак великого предела» (тайцзи цюань), «кулак У-дана» (у-дан цюань), «меч У-дана» (у-дан цзянь), «кулак формы и мысли» (син и цюань), «ладонь восьми триграмм» (багуа чжан), «кулак великого свершения» (дачэн цюань) – все они являются общепризнанными кулачными искусствами внутренней семьи. Эти методы кулачного искусства дошли до наших дней, и, хотя их подлинный смысл очень велик, они претерпели много изменений по отношению к древним, но, тем не менее, они основываются на предписаниях, оставленных прошлыми поколениями, а также на традиционных принципах и методах кулачного искусства. Также можно видеть, что основа теории методов кулачного искусства внутренней семьи происходит из китайской даосской философии и теории совершенствования-закалки.

Теория внутренних кулачных искусств с вниманием относится к таким принципам как «мягкость», «используй мысль, но не используй силу», «четыре ляна (ок. 200 г) одолевают тысячу цзиней (ок. 500 кг)», с помощью покоя контролируй движение, мягким одолевай жёсткое, быстротой побеждай медлительность и так далее. «Мягкое и слабое побеждают крепкое и сильное», «мягкое и слабое живёт, крепкое и сильное умирает», «малое побеждает великое», «великое в малом» – эти принципы пришли к нам из «Дао Дэ Цзина» и философии китайского даосизма. В методах кулачного искусства внутренней семьи большое внимание уделяется тренировке области поясницы, почек и нижнего киноварного поля, области локализации изначальной ци (юань ци) или жизненности-мин. Также важным является тренировка и воспитание природы ума и чистого покоя, то есть то, что имеет отношение к изначальному духу (юань шэнь) и природе-син. Поэтому путь кулачного искусства внутренней семьи тоже может быть рассмотрен как учение об одновременном совершенствовании жизненности-мин и природы-син. Ещё такие принципы кулачного искусства как: «внутри укрепляй сознание, снаружи проявляй покой», «если не проникнешь в принцип, то не овладеешь сущностью методов» - все имеют истоком китайский даосизм. Методы кулачного искусства и путь киновари[4] идут к одной цели разными дорогами, основа этого – единый принцип, такой метод не имеет двух результатов. Взглянем на мастера, достигшего высот в методах кулачного искусства внутренней семьи, он обязательно хорошо овладел учением китайского даосизма. Если нет понимания что такое «Дао», то и мастерство кулачного искусства не будет обретено, а дух не сможет претерпеть трансформации. Действительно, сама основа методов кулачного искусства внутренней семьи – это совершенствование-закалка. Высшие уровни мастерства кулачного искусства внутренней семьи – это тренировка не имеющих формы «ци» и «мысли», это рубеж «великого Дао, не обладающего формой», возвращение к Дао от кулачного искусства, соединение Дао и кулачного искусства. Кулачное искусство и постижение Дао соединяются в одно целое, и это не пустые слова.

Методы совершенствования-закалки китайского даосизма основываются на принципе «соблюдения середины», а если однобоко придерживаться только движения или только покоя, то это не будет соответствовать основе великого Дао. Поэтому нельзя упрямо стремиться только к движению или только к покою – всё это не будет правильным методом совершенствования-закалки. Был один человек, который занимался сидячей практикой, даже не ложился ночью, а спал сидя (такая практика называется «не ложащаяся киноварь»). Когда он достиг преклонных лет, то у его тела появились проблемы, поясница и ноги стали безжизненны, проявилось много болезней и так далее. Есть некоторые люди, которые тренируются только в движении, не взращивают покой, чувства их очень вспыльчивы, сердце не обретает покоя, жизненность легко терпит ущерб и им трудно достичь долголетия.

Эти печальные последствия избыточной тренировки в движении мы должны очень старательно избегать. Поэтому необходимо, чтобы в тренировке присутствовали и покой, и движение, чтобы покой и движение соединялись, покой главенствовал, а движение было вспомогательным. Тренировка-закалка методов кулачного искусства внутренней семьи – это совершенствование-закалка движения, однако, также может приносить пользу даосам на протяжении всей жизни.

Когда-то патриарх Чжан Сань-фэн создал методы «кулака великого предела» (тайцзи цюань) именно для того, чтобы восполнить недостатки совершенствования-закалки сидячей практикой. Кроме того, эти методы могли помочь во время отшельничества в горах как защита от разбойников и диких зверей. В тоже время, в отношении взаимосвязи с совершенствованием-закалкой можно говорить, что овладение методами кулачного искусства внутренней семьи может укреплять тело, трансформировать желания, способствовать движению ци, воспитывать собственную природу. Тренировка кулачного искусства может укреплять тело, когда тело укрепляется, то и мыслей становится меньше, мыслей становится меньше – и желания естественно уменьшаются, совершенствование-закалка обретает свободу. Если во время практики сидя трудно освободиться от мыслей, то, посредством естественного расслабления тренировкой кулачного искусства внутренней семьи, движение крови и дыхание сами гармонизируются, десять тысяч мыслей рассеивается. Поэтому осуществление совершенствования-закалки одновременно с изучением кулачного искусства является прекрасным методом.

Перевод: Егор Лобусов ©. 20 июня 2007.

Примечания и комментарии переводчика: перевод выполнен с книги, написанной даосским священнослужителем, поэтому отражает взгляд на боевые искусства как бы изнутри даосской традиции. Здесь боевые искусства рассматриваются как один из методов реализации главной даосской цели

[1] Кулачное искусство внутренней семьи – условное название для группы (тайцзи цюань, багуа чжан, син и цюань) направлений традиционных китайских боевых искусств, которое появилось в первой половине 20-го века. Впоследствии этот термин стал шире и глубже.

[2] Искусство Дао – совокупность даосских методов и техник реализации цели достижения Дао.

[3] Совершенствование-закалка – обозначение технической стороны искусства Дао, методы тренировки.

[4] Путь киновари – синоним искусства Дао.