Беседа вторая. Время и практика

Один из девизов школы Чжун Юань цигун – «Нет времени, нет пространства.» Поговорим теперь о первой части этого изречения.

Что такое время? Можно выдвигать различные гипотезы, но все их будет роднить одно - перемены. Если пробовать описать перемены самым минимальным числом параметров, то получим их два, и в китайской традиции они именуются инь и ян. Увеличивая число параметров описания перемен, мы уже сможем говорить о четырех образах (старый инь, молодой ян, молодой инь, старый ян), восьми триграммах (небо, земля, огонь, вода, гром, ветер, водоём, гора), шестидесяти четырех гексаграммах и т.д. Но все они, так или иначе, сводимы к инь и ян. Беря произвольный отрезок времени, на нём мы обнаружим чередование инь и ян, образующее определённый ритм. Удобнее делить время на отрезки, границами которых будут близкие соотношения инь и ян. Так как человек является частью и отражением окружающего мира, то его внутренние ритмы сорезорансны ритмам внешним - поэтому ночью человек спит (время и состояние инь), днём - бодрствует (время и состояние ян), летом более активен, зимой - менее. Можно сказать что носителем ритма смены инь и ян, или его проводником, будет ци, в разное время принимая разные состояния - то есть в разное время ци будет более иньская или янская.

Если предельно упростить ситуацию, то практика цигун - выравнивание состояния ци, нормализация движения ци в соответствии ритмами, сообразными данному моменту времени. Безусловно, когда мы выше говорили о ритме дня-ночи или времён годы, мы упрощали ситуацию для наглядности, на самом деле ситуация много сложней и эти два ритма имеют много вложенных.

Состояние организма каждого практикующего не одинаково, для прогресса каждому необходимы разные соотношения инь или ян - поэтому не может быть универсального совета кому в какое время и как долго заниматься. Что же делать? Развивать свою чувствительность - практиковать в разное время и следить за ощущениями организма, состоянием покоя и т.д. Так, для одного человека выполнение «Большого дерева» вечером приносит большие результаты, а другому мешает уснуть. Да и у одного практикующего в зависимости от времени года может меняться подходящее время выполнения того или иного упражнения. Поэтому единственный универсальный совет - пробовать разное время, следить за результатами, искать лучший путь именно для себя, не зависеть от часов.

Примерно тоже самое касается времени выполнения одного упражнения - делать, пока делается. Правда для такой методики нужно уже перейти свою лень, которая может и нашептывать на ухо - «ну хватит, позанимался уже достаточно».

Именно поэтому мы и говорим «нет времени».

Но, конечно, начинающим практикам бывает трудно почувствовать своё оптимальное время, трудно различить – где лень, а где действительные потребности, поэтому для них можно рекомендовать следующие часы занятий и время выполнения упражнений.

Ци в течении суток совершает 50 замкнутых обращений в теле по системе каналов, на один цикл приходится около 30 минут - это и нужно выбрать минимальным временем для одного статического упражнения. Продолжая занятия и набравшись опыта ощущения можно будет чувствовать этот ритм и без часов по некой смене внутреннего состояния, как бы углублясь на ступень глубже в практику. Кстати, поэтому лучше делать одно упражнение дольше (и, соответственно, глубже), чем за то же время несколько, но поверхностно.

Что касается выбора времени, то для этого можно обратиться к классическим рекомендациям традиции цигун и заниматься (скажем, по 30 минут) при ключевых переменах инь и ян - с 23-1 (максимальный инь, рождение ян), с 5-7 (инь и ян в балансе), с 11-13 (максимальный ян, рождение инь), с 17-19 часов (инь и ян в балансе), однако учитывая, что лучше ориентироваться по солнечному времени для данной территории, чем по социально детерминированному.

По началу нужно приучить себя к дисциплине и выбрать определённое время и длительность занятий, соотносясь с реальными возможностями. Например, можно заниматься рано утром после пробуждения - это способствует хорошему «вхождению в день», активизации тела и разума, и вечером перед сном - это помогает сбросить накопившиеся за день напряжения, тогда и ночной сон будет приносить больше отдохновения, да и потребность в нём может слегка уменьшиться, что, кстати, высвобождает дополнительное время для занятий. В выходные дни можно позаниматься и подольше.

На начальных этапах важно выработать у себя привычку заниматься регулярно, если конечно есть желание продолжить практику, а выполнение упражнений от случая к случаю вряд ли приносит результат. Это можно сравнить с идеей кипячения чайника - мы наполняем его водой и ставим на огонь, затем ждем закипание. Если же мы будем его то ставить, то снимать - вода и не закипит.

Поначалу лучше дать себе небольшой план, сообразуясь с поставленными целью и задачами, но его выполнить и затем увеличить, чем заранее запланировать что-либо грандиозное, и, не уложившись, мучиться совестью, порождая лишь негативные эмоции в связи с практикой. Практика должна делать нашу жизнь лучше и счастливей, а не наоборот. Жизнь - это главное.

Также не следует переживать, если внешние обстоятельства мешают занятиям - если вы действительно полны решимости заниматься, то после сможете спокойно приступить к выполнению практики, завершив без лишних напряжений все дела.

Что ещё можно сказать о связи времени с практикой? Результат зависит не только от времени практики, но и от её качества - можно два часа сидеть, но мыслями гулять по суетным делам, и провести в такой «практике» годы, не достигнув ничего, кроме мозолей на заду.
 

1 Comment