Север с разных сторон - сбоку и из центра. Очерки весёлой науки

«На Север, на Север, на Север...» Е. Головин.

Север. Снега и льды, холод, бескрайняя сияющая белизна, тёмная вечная ночь — край противоречий, великий предел мысли, полюс Земли.  Много образов высвечивает луч внимания из бесконечных просторов тьмы сознания, когда мы начинаем задумываться об этом простом сложном понятии — Север! Попробуем ухватить из достигающего глубин нашей психики бездонного колодца фрагменты этих образов, пользуясь подобием интеллектуальных построений как вспышкой фотоаппарата, пытающего запечатлеть неуловимые мгновения.

Китай. Центральное государство. Центр. 中。

Посмотрим на Север из культурного контекста китайской цивилизации, которая классифицирует движения мира знаками-иероглифами.

В современный век отрыва смыслов от объектов, в эпоху обессмысливания реальности средствами китайского языка север обозначается иероглифом 北 , созерцание которого, не знающему китайский язык человеку, не прольёт ни малейшего света на ясность понимания того, что стоит за знаком. Но если мы посмотрим на раннее начертание (ок. XV века до н.э.), на рисунок того времени, когда только знающие люди создавали иероглифы, и пользовалась ими подлинная знать для сообщения с сакральным (гадания, вопросы к Небу), то увидим знак , представляющий из себя двойное зеркальное изображение человека ( 人 в современном написании), т. е. в буквальном, поверхностно-телесном толковании мы видим двух людей, которым холодно и они прижались к друг другу спинами. Однако я бы не стал спешить с таким выводом, а предложил бы читателю самому порыться в слоях смыслов. Для полноты такой серьёзной игры добавлю, что сама спина в антропологической географии китайской цивилизации мыслиться как мясо (мышцы), которые расположены на севере - ( 背 ). Знак, который появился позже вышеупомянутых лет на 1000, поэтому в верхней его части стали терять свою «человечность», или, может быть, устали от времени и согнулись... И прижимаются к друг другу теперь вовсе не спинами. Нижняя часть знака — это мясо (мышцы) , в котором мы видим мышечную оболочку и мышечные волокна, а также одно сухожилие. Данный элемент добавляют в знаки, когда хотят подчеркнуть, что они соотносятся с какими-то деталями человеческого организма, см. например: желудок 胃 (снизу) , печень 肝 (здесь и далее слева) , селезёнка 脾 , грудь , мозг 脑 и т. д.

Также нельзя не упомянуть тот факт, что в мистико-шаманской традиции, которая существовала и в Китае до прихода туда «культурных» религий, а в некоторых местах процветает и поныне, мир потустороннего зеркален настоящему, находится по ту сторону магического зеркала, входа в иные измерения, которые лишь поверхностному взгляду кажутся подобными этому.

Кто не утруждал себя изучением шаманской культуры хотя бы в виде кабинетного опыта, в виде штудирования заслуживающих доверие и уважение источников может просто перечитать бессмертную «Алису в Зазеркалье». В таком ключе уже не представляется нам двумя замерзшими людьми, а передаёт идею человека и его отражения в мире тонкого, в мире души, в мире Психеи, которое расположено где-то сзади, в области недоступной восприятию обычных глаз.

Взглянем ещё на один примечательный иероглиф, изображающий наше тело, и в буквальном прочтении его же и обозначающий (пока о более широком семантическом поле знака сознательно умолчим). Речь идёт о ( ныне 身 ). С ейчас не будем его подвергать детальному анализу, отметим лишь, что здесь изображен человек с большим животом, в центре которого что-то есть. Посмотрим на более поздний вариант его начертания, существовавший в те времена, когда иероглифы уже не царапали на гадательных костях, а наносили на поверхность ритуальной бронзовой посуды - . Если же мы пересмотрим много бронзовой сакральной посуды, то на боку какого-нибудь треножника или чаши обязательно обнаружим знак, который в данном написании отличается от только что упомянутого лишь ориентацией и представляет его зеркальную, обернувшуюся копию! Правда в современном языке такого сходства уже невозможно обнаружить. Сравните сами: и . Совсем нет сходства!

И на что же указывает этот знак? Обратимся к китайскому толковому словарю третьего века нашей эры, который называется «Объяснение простых знаков и составных иероглифов» («Шо вэнь цзе цзы» 說文解字 ):

㐆歸也。从反身。凡㐆 之屬皆从㐆。於機切〖注〗徐鍇曰:“古人所谓反身修道。故曰㱕也。”

«Возвращаться. Происходит из [изображения] развернувшегося тела ( ). Всё семейство иероглифов происходит из . Юй Цзи-це комментирует: Сюй Кай говорит: « Древние люди именовались развернувшими тело и совершенствующими путь. Поэтому и говориться о возвращении ».»

Особенно наше внимание должен привлечь последний пассаж, который указывает на то, что совершенствующий путь — обернулся. Обращу внимание на русские сказки. Герои в них, из людей необыкновенных которые, часто прибегали к одному приёму. Вспомним: «... а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой... »

Такой человек находится в противопозиции к человеку обычному, земному, посюстороннему! Обернуться чтобы вернуться , вернуться к корням, вернуться к началу. Как тут не вспомнить пассажи из «Дао Дэ Цзина» (тракт о Пути и Прямодушии)!

四十章: 反者道之動,弱者道之用。天下萬物生于有,有生于無。

Глава 40: Возвращение — это движение Пути, слабость — это действие Пути. Десять тысяч вещей под Небом рождаются в явленном, явленное рождается в отсутствующем.

十六章: 致虛極,守靜篤。萬物并作,吾以觀其复。夫物云云,各歸其根。

Глава 16 (фрагмент): Достигни предела покоя и тщательно его блюди. Десять тысяч вещей рождаются вместе, я (находясь в покое) созерцаю их возврат. Вещи рождаются без счёта, но каждая возвращается к своим корням.

По сути — техническая инструкция работы со своим миропониманием в пространстве сознания, целью имеющая постижение основы всех объектов (и устранение субъект-объектной дихотомии перцепции), которую можно достигнуть двигаясь только против течения естественного профанического движения развития явлений. Призыв к духовной революции (от латинского r evolutio поворот, переворот, превращение, обращение), творимой не силой оружия и лозунгов, а тончайшим, легчайшим, глубоким и тихим внутренним деланием, в котором одновременно и вождём, и ведомыми массами трудящихся является сам адепт.

Но мы слишком увлеклись и практически достигли революционно-политических высот, поэтому немного отступим и вернёмся в пласт культурного контекста, но уже не на языковые его планы, а на фольклорные.

По традиционным китайским воззрениям у каждой стороны света есть свой зооморфный дух-покровитель. Например, на Юге это огненный феникс, на Западе белый тигр и т. д. По одному зверю на каждое направление. Но покровитель Севера — это сразу два зверя: черепаха, которая обвита змеёй! И называют этого существо — Сюань У ( 玄武 ) или Тайный (сакральный) воин. Поскольку воды иероглифов в нашем плавании мы оставили позади, то сейчас не будем подробно разбирать имя покровителя. Упомянем лишь то, что с X века Сюань У был переименован в Чжэнь У в связи с тем, что иероглиф Сюань был табуирован, так как входил в личное имя государя.

Примерно в эти же годы Сюань У 玄武 (будем называть его врождённым именем) был антропоморфирован. Ликом был прекрасен, в золотой кольчуге, с мечом в руке, но босой. Появилась даже его биография, согласно которой он провёл 42 года в отшельниках на знаменитых даосских горах У-дан (пров. Хубэй), и если вы вдруг попадёте в эти горы, то гиды покажут и пещеру, где Сюань У занимался созерцанием, и дворец, где он пребывал, а также вы узнаете массу подробностей его жития. Добавим также, что он был в даосизме канонизирован и народной традиции занимался тем, что изгонял злых духов.

Фото. Даосский монах, который живёт в пещере, где Сюань У (Чжэнь У) долгие годы практиковал созерцание. Монаху свыше 100 лет... Говорят...

Фото. Монах с автором (не мог не воспользоваться ситуацией).

Сам же Север в даосском космосе был особо священен. Ещё бы! Ведь он помечен Полярной звездой. Которая покоится в этом пределе мира, а все звёзды, даже значительно превосходящие её по яркости и размеру вращаются вокруг неё!

В Китае императору и прочим почтенным людям вменялось сидеть лицом на юг, а спиной к северу, но ведь истинный человек — он выбирает другую сторону, тёмную, сокровенную. Как говорил русский философ Евгений Головин: « Тот, кто идет против дня, не должен бояться ночи ».

Что мы всё Китай да Китай... Вон буддистский рай, который по сути является вариантом рая индуистского описывался в соответствующей традиции как Северная Страна (Уттаракура), где день и ночь светятся (полярный день?), а земля вся ровная, без гор, царит абсолютный покой, деревья без шипов, кругом чистота, рис растёт не сеянным... Может быть это воспоминания племён ариев об их исторической прародине? Или же описание уровней сознания, попав в которые с помощью различных психотехник можно достичь подлинного покоя и блаженства? Не есть ли север та точка, где география сакральная встречается с географией мистической на поле географии физической?

Но не только умы и сердца Востока волновал Север. Западный алхимик Ириней Филарет писал в своём труде: « Только на Северном полюсе спит сердце Меркурия ». А современный отечественный философ Александр Дугин в одной из глав своей книги «В поисках Тёмного Логоса» пишет: « Труднодоступность Северного полюса отражает в магической географии неоплатоническое единое, сверхбытийное, апофатическое, недоступное и непознаваемое. Полюс замещает собой единое, служит его генадической синтегмой ».

Примерно так я размышлял, когда мне предоставилась возможность попасть в эту точку нашей планеты.  

Путь. Центр и периферия

Внешняя, видимая сторона путешествия примерно такова: сел я на атомный ледокол «50 лет Победы», и пошёл он из Мурманска через Северный-Ледовитый океан к Северному Полюсу. Сквозь бурные воды и льды, мимо архипелага Земля Франца-Иосифа, где делал остановки и высаживал желающих вертолётом на землю.

И обратно. Примерно за 10 дней. Август. Благодаря отменной работе экипажа (ок. 150 человек) рейс прошёл идеально, насколько я могу судить, как человек далёкий от морских реалий.

Краткая историческая справка : советский атомный ледокол «Арктика» («50 лет Победы» является судном такого же класса) 17 август а в 4 часа утра по московскому времени впервые в мире достиг в активном надводном плавании географической точки Северного полюса.

Фото. Ледокол 50 лет «Победы».

Эта сторона путешествия уникальна и интересна, но в рассказе суха как протокол научного эксперимента, хотя об одном эпизоде ниже я упомяну.

Сам же полюс в визуальной картине мира не представляет собой ни интереса, ни уникальности. Лёд кругом, и он весь в трещинах. Как и день путешествия назад. А о том, что это самый полюс и есть можно догадаться лишь по остановке ледокола и его гудку, да по цифрам на GPS, который показывает 90°00°00° северной широты, и сколь угодно долготы. Так как в этой точке попросту нет долготы! Ведь все меридианы сходятся воедино! Мало того, в этой точке даже время человеческое достигает полной сингулярности вместе с датой. Исчезают все пояса времени! Солнце же двигается по кругу над горизонтом.

Температура воздуха была около -1 градуса (лето ведь!), а воды -2 градуса. Да, я не ошибся, именно -2 градуса. Такой температуры ей позволяют достигать растворённые в ней соли, это ведь океан всё-таки. Глубина — около 4000 метров. Купание в проруби, а точнее в следе от ледокола взбодрило и вернуло мысли обратно в ощутимый мир, оторвав от любования голой идеей достижения этой точки поверхности земного шара.

Фото. Вид Северного Полюса с борта атомохода «50 лет Победы»

Фото. Погружение в чёрные воды Севера.

Замечу, что восприятие обилия льда вокруг не поражает воображение и не вызывает каких-то особых ощущений кроме чувства безграничного простора, но вот отдельные айсберги посреди чистых вод (до архипелага Земля Франца-Иосифа) обладают какой-то особой волнительной природой. Особенно когда дня два двигаешься без всяких зрительных ориентиров вокруг, и вдруг вдали среди тумана и чёрных холодных вод начинает белеть что-то!

Фото. Айсберг на подходе к архипелагу Земля Франца-Иосифа.

Самым же примечательным в естественно-научном плане для меня явился остров Чампа ( назван в честь Уильяма Чампа ) и его загадочные камни, суть которых, на сколько мне известно, до сих пор не раскрыта!

Фото. Высадка вертолётом на остров Чампа.

Остров Чампа располагается в центре архипелага Земля Франца-Иосифа. Примечателен он тем, что только на нём, одном из 192 островов всего архипелага по поверхности раскиданы камни в виде идеальных шаров (сферолиты)! Размером от двух метров в диаметре до совсем крошечных. Состав их, безусловно известен — что-то типа песчаника, загадку представляет механизм образования таких шаров, да ещё в таком количестве и только на одном из островов.

Фото. Крупные шары на острове Чампа.

Фото. Россыпь шариков диаметром около 2 см.

Фото. Хотя в основном такие камни идеально круглые, тем не менее попадаются иногда попадаются других форм, например, яйцевидные.

Заключение.

Север — место необычное и удивительное, с каких позиций его не рассматривай, с естественно-научных ли, с или мистико-сакральных. Именно для того, чтобы об объекте иметь наиболее полное представление его необходимо рассматривать с таких противоречивых точек зрения. Только в таком случае, только в такой дихотомии дискурсов возможно зарождение подлинной мысли, которая подобна молнии, рождающейся из максимально различных потенциалов Земли и Неба. Север — это великий коан, ответ на который возможен только после постижения прихода Бодхисаттвы с Запада!

Пусть каждый найдёт свой Север.

Опубликовано в журнале "Цигун" 2, 2013. Егор Лобусов. Все фотографии, кроме одной - авторские...

Автор выражает благодарность всей команде атомного ледокола «50 лет Победы» и лично капитану — Лобусову Дмитрию Викторовичу.